1. Каким оружием граждане не могут владеть?
В России не предусмотрено легальное владение гражданами короткоствольным боевым оружием – пистолетами и револьверами, а также любым оружием с автоматическим режимом огня – автоматами, пистолетами-пулеметами. Такое оружие – монополия государственных силовых структур.
2. Какое оружие можно приобрести легально?
При условии получения в Росгвардии специальной лицензии граждане могут легально приобрести: охотничье оружие, оружие самообороны, спортивное оружие, сигнальное оружие и холодное клинкового оружия, которое носят с казачьей формой или национальным костюмом.
Гладкоствольное – классические
переломные двустволки и одностволки, полуавтоматические
дробовики, помповые и другие многозарядные ружья, перезаряжающиеся
вручную.
Нарезное – винтовки и карабины
(короткие винтовки). Среди охотничьего нарезного оружия немало
переделанного из армейских образцов и иногда мало чем отличающегося от
прототипов. Российский охотник может владеть снайперской винтовкой или
карабином на базе автомата Калашникова или иностранной штурмовой винтовки.
Бывает и комбинированное оружие,
сочетающее гладкий и нарезной ствол, а также охотничье пневматическое с дульной
энергией до 25 Дж.
Главное отличие охотничьего
огнестрельного оружия от боевого – возможность ведения автоматического огня и
емкость магазина. Охотничье оружие должно исключать ведение огня
очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более
10 патронов. Кроме того, для охотничьего оружия существуют ограничения по
размеру (минимальная длина) и видам используемых боеприпасов (армейскими
патронами стрелять запрещено).
Охотничьи ножи, отнесенные по ряду параметров к
оружию, также считаются охотничьим оружием и требуют разрешения на
приобретение.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Право на приобретение
гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения
имеют граждане Российской Федерации, достигшие
возраста 21 года, граждане Российской Федерации,
не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо
проходящие военную службу, а также граждане,
проходящие службу в государственных военизированных
организациях и имеющие воинские звания либо
специальные звания или классные чины.
Право на приобретение
газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного
оружия самообороны, спортивного оружия,
охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового
оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов
Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации,
достигшие возраста 18 лет.
Не получат
лицензию:
- не достигшие возраста,
установленного законом;
- имеющие медицинских
противопоказания к владению оружием (наркомания, токсикомания, алкоголизм,
плохое зрение);
- имеющие неснятую или
непогашенную судимость за умышленное преступление, либо снятую или
погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное
с применением оружия;
- отбывающие наказание за
совершенное преступление;
- совершившие повторно в
течение года административное правонарушение (перечень
определяется законом);
- не имеющие постоянного места жительства;
- лишенные по решению суда права на приобретение оружия.
Любое мероприятие государственного контроля – обременение для подконтрольного субъекта – это факт, и проверки условий хранения оружия – не исключение. Владельцы ружей и пистолетов соглашаются на визиты проверяющих добровольно: в статье 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии») всегда было закреплено, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, имеют право производить его осмотр в местах хранения, а при выявлении нарушений – давать обязательные для исполнения предписания.
Сегодня органом, уполномоченным в сфере оборота оружия, является Росгвардия. В ее подразделениях проходят службу, в том числе, лица, имеющие специальные звания полиции (статьи 9 и 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). Законные требования сотрудников Росгвардии обязательны для исполнения гражданами (статья 8). Сотрудникам Росгвардии выдаются служебные удостоверения, подтверждающие личность, должность, права и полномочия, предоставленные им (статья 24). Следовательно, сотрудники Росгвардии, имеющие специальные звания полиции, в подтверждение своих полномочий проводить проверку должны предъявлять владельцам оружия лишь служебное удостоверение. И то же (вплоть до формирования новой правовой базы проверочных мероприятий) относится к сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания полиции (подпункт «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» граждане Российской Федерации получили возможность оценить эффективность деятельности руководителей территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (их структурных подразделений), предоставляющих государственные услуги в области оборота оружия.
Результаты указанной оценки могут послужить основанием для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями подразделений лицензионно-разрешительной работы своих должностных обязанностей.
Справочно: оценка (от 1 до 5 баллов) проводится в отношении четырех государственных услуг, предоставляемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы:
1. Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов;
2. Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему;
3. Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему.
4. Выдача удостоверения частного охранника.
Критерии оценки включают в себя:
- время предоставления государственной услуги;
- время ожидания в очереди при получении государственной услуги;
- вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги;
- комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга;
- доступность информации о порядке предоставления государственной услуги.
В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления государственных услуг сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, принявший заявление о предоставлении государственных услуг, в случае согласия гражданина на участие в оценке качества предоставленной ему государственной услуги передает предоставленный им абонентский номер сотового телефона контактные, в информационную систему мониторинга государственных услуг.
Контактные данные, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг, в автоматическом режиме передаются в автоматизированную информационную систему «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» (далее – федеральный телефонный центр), которая направляет гражданину короткое текстовое сообщение с предложением оценить качество предоставления государственной услуги.
Гражданин сообщает свое мнение о качестве предоставления государственных услуг посредством направления ответного короткого текстового сообщения на номер, определенный оператором федерального телефонного центра. Направление короткого телефонного сообщения является для гражданина бесплатным.
Сотрудник федерального телефонного центра может перезвонить гражданину и провести опрос по всем указанным выше критериям. Результаты оценки направляются федеральным телефонным центром в информационную систему мониторинга государственных услуг.
Гражданин, изъявивший желание участвовать в оценке качества предоставленной ему государственной услуги, оставивший свои контактные данные, но не ответивший на короткое телефонное сообщение, также может быть опрошен сотрудником федерального телефонного центра по всем критериям. На основе поступивших в федеральный телефонный центр оценок граждан ежеквартально формируется сводная оценка по каждому территориальному органу федерального органа исполнительной власти (его структурному подразделению), результаты которой в свою очередь являются основанием для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.
Кроме того, граждане могут оставить свой отзыв о работе подразделений лицензионно-разрешительной работы на сайте «Ваш контроль».
Также информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление), с 1 января 2015 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – Система).
Жалоба на действия (бездействия) сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы совершенных при предоставлении государственных услуг, поданная с использованием Системы, будет рассмотрена в срок до 15 рабочих дней.
С 1 октября 2017 г. изменился порядок уплаты единовременных сборов, взимаемых в сфере оборота оружия, размеры которых в настоящее время установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1998 г. № 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление срока их действия».
Уплата единовременных сборов с 1 октября 2017 г. недопустима.
В связи с чем, лица, обратившиеся до 1 октября 2017 г. за получением соответствующей государственной услуги в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, имеют право оплатить единовременный сбор, установленный указанным постановлением Правительства Российской Федерации, но не позднее 30 сентября 2017 г. включительно.
Размеры государственной пошлины, уплачиваемой с 1 октября 2017 г. за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия, устанавливаются Федеральными законами от 1 июля 2017 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 33333 Налогового кодекса Российской Федерации» и № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии».
Так, за выдачу лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и патронов к нему, за исключением выдачи лицензии, предусмотренной абзацем третьим подпункта 136 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уплачивается 2 000 рублей;
- за выдачу (продление срока действия) лицензии на приобретение газового пистолета, револьвера, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, уплачивается 500 рублей;
- за выдачу (продление срока действия) разрешения на хранение оружия, хранение и ношение оружия, хранение и использование оружия, ввоз в Российскую Федерацию оружия и патронов к нему или вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему уплачивается 500 рублей;
- за переоформление лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, разрешения на хранение оружия, хранение и ношение оружия, хранение и использование оружия, ввоз в Российскую Федерацию оружия и патронов к нему или вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему уплачивается 250 рублей.
Порядок уплаты и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса, установлен статьей 33318 Кодекса.
При обращении за совершением юридически значимых действий в сфере оборота оружия государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов (подпункт 6 пункта 1 статьи 33318 Кодекса).
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах (пункт 3 статьи 33318 Кодекса).
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП), предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг».
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
В целях стимулирования представления государственных услуг в электронной форме пунктом 4 статьи 33335 Кодекса предусмотрено, что размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 Кодекса, за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, до 1 января 2019 г. применяются с учетом коэффициента 0,7, (то есть со скидкой в 30%) в случае подачи заявления о совершении указанных действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных единой системой идентификации и аутентификации.
Плательщик имеет возможность исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств как на бумажном носителе, так и в электронном виде по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.
Кодексом не предусмотрена уплата государственной пошлины через юридических лиц, не являющихся банками, в том числе через платежных агентов и банковских платежных агентов, а также через платежные терминалы платежных агентов.
Уплата сбора, в частности, государственной пошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора (пункты 1 и 8 статьи 45 Кодекса).
В случае, если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно статье 26 Кодекса плательщик сбора (государственной пошлины) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 26 Кодекса). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 26 Кодекса).
Законными представителями плательщика сбора (государственной пошлины) – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 Кодекса).
Законными представителями плательщика сбора (государственной пошлины) – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При уплате государственной пошлины за совершение вышеуказанных действий представителем или иным лицом за плательщика государственной пошлины, в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действуют от имени ее плательщика.